Полезные статьи и материалы для Родителей, Обучающихся, Учителей

01.09.2022

01.09.2022

Школьная медиация - Что Это?

Каждый день в школе случаются конфликты: между учениками, учителями, родителями. Это может быть как легкая минутная ссора так и серьезные проблемы вроде буллинга (то есть намеренной и постоянной травли), которые могут длиться несколько месяцев. И есть способ, как можно решить эти проблемы, не сделав их еще серьезнее или оставив в проигравших одну из сторон.


Что такое медиация?

Медиация сильно отличается от привычного нам пути решения конфликтов: не смогли решить спор сами, обращаемся к третьей стороне, каждого внимательно выслушивают, все доводы и аргументы и говорят, кто виноват и что делать дальше.
Так вот медиация - это не суд, когда обязательно ищется и наказывается виновник. Цель медиации заключается не в поиске виноватых, а в поиске выхода из ситуации. Привлекается третья нейтральная сторона - медиатор. Он-то и управляет этой процедурой и будто модерирует беседу, не выносит какого-то конкретного решения по спору и не предлагает пути, как можно разрешить.
Сами участники конфликта знают этот путь, просто не могут без помощи медиатора договориться о нем.

Но делает медиатор это не просто, как ему хочется. Он придерживается определенных принципов, которые и лежат в основе медиации:

  • конфиденциальность
  • добровольность
  • беспристрастность и независимость медиатора
  • сотрудничество и равноправие сторон
  • открытость и прозрачность процедуры.

Поэтому медиатором может стать далеко не любой желающий, сначала нужно обучиться этому искусству решать конфликты мирным путем.

Зачем нужна школьная медиация?

В школу медиация пришла во второй половине 20 века в США. В России с 2010 года есть закон

(Федеральный закон № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»), который и регулирует весь процесс медиации. А если говорить и конкретно о школьной медитации, то в 2013 году было письмо (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 года № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»)

Минобрнауки, где и рассказывалось, как, зачем и почему можно организовать такую процедуру в школах. И все эти зачем и почему поддерживают и продолжают идею медиации.

Но зачем же она вообще нужна в школе?
К сожалению, у нас многие взрослые не знают о таком способе решения спора. Поэтому в любом конфликте к учителями, директором или родителями других учеников, для них единственный выход , когда дошли до точки кипения, - это писать жалобы, обращаться в вышестоящие учреждения или суд. А это все доставляет проблемы и треплет нервы всем.

Да и чему же учатся дети, которые когда-нибудь станут такими же взрослыми? Ведь можно решать школьные конфликты мирным путем, развивать культура диалога и взаимоуважения. Да и и может взрослые узнают от своих детей-школьников о медиации и смогут применять ее в своей жизни.

Служба школьной медиации помогает спорщикам прийти к решению, которое будет понятно и устроит всех. А так как этот путь разрешения конфликта не навязан никем, а найден сами спорщиками, то все договоренности поэтому обязательно будут соблюдаться. По этой причине эту службу иногда называют службой примирения.

Как работает служба школьной медиации читайте в следующей статье.Хочу такой сайт


Как происходит медиация в школе: служба школьной медиации

Лучше, когда в качестве медиатора выступает специально обученный человек. Это может быть педагог или психолог. Лучше, если он раньше не работал в этой школе. Чисто из практических соображений. Ведь если человек уже не первый год работает, то у него уже есть какие-то отношения с коллегами и учениками, а этом случае все-таки сложно быть беспристрастным, откинуть все имеющиеся симпатии. Кроме того, школьный медиатор учит педагогов новой культуре решения конфликтов в частности, и культуре общения в целом.

Как таковой ставки медиатора в школе нет. Часто в роли медиатора выступает школьный психолог или социальный педагог. Также привлекаются органы опеки и комиссия по делам несовершеннолетних. И затем составляется внутришкольный документ, который и будет регламентировать всю работу школьной службы медиации.

Для медиации также можно привлекать и самих учеников средней или старшей школы. Конечно, сначала их нужно обучить и подготовить. Такие школьники-медиаторы могут помогать решить конфликт своих ровесников.

4 шага к мирному решению конфликта

Для того, чтобы осуществить медиацию нужно выполнить всего 4 основных шага.

1 шаг. Регистрация заявки в службе школьной медиации. Нужно собственно обратиться в медиативную службу. Конечно, если уже известно о конфликте, то медиатор сам может предложить свою помощь.

2 шаг. Встреча сторон вместе с медиатором. Встречаться стороны могут как один, так и несколько раз. Все зависит от сложности и глубины конфликта. Но каждая встреча при хорошем медиаторе будет приближать мирное решение спора.

3 шаг. Итоговая встреча через 2-4 недели. Примерно через месяц после того, как стороны договорились, нужно увидеться еще раз и провести итоговую встречу, чтобы все точно определились, что эти условия полностью обдуманны и устраивают каждого.

4 шаг. Рефлексия медиации. Подведение итогов. В конце обязательно медиатору нужно все проанализировать и желательно в письменной форме. Такой анализ помогает подвести итоги и в будущем сделать свою работу еще лучше.

Источник https://dzen.ru/media/intelsphera/shkolnaia-mediaciia-chto-eto-5e95c39d7ba2935da05d647e?&utm_referer=www.google.com

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».